Главная тема 1-ой части 5 фортепианной сонаты Бетховена

Однажды (это было около 15 лет назад) один замечательный, а ныне широко-известный пианист, спросил меня: «Не кажется ли мне, что Бетховен ошибся, написав f в 22-м такте, после того, как в 21-м написал ff ». С его точки зрения было бы логично поменять их местами. Я спросил его: что заставляет его так считать? И конечно, в ответ получил самый веский аргумент: «Я так чувствую». Что я мог сделать? Кратких ответов  у меня  не было. Заставить порывисто-эмоциональною художника выслушивать  лекции no анализу формы -  дело безнадежное... Я ответил кратко и в его духе: «Я так не чувствую...» Я не имел в виду ничего дурного, но он не на шутку обиделся...

Я вспоминаю эту историю, конечно же, не для того, чтобы сводить старые счеты, со своим другом, а для того, чтобы с разбегу попытаться сформулировать проблему, практическое значение которой будет возрастать по мере продвижении современной музыки от ее сегодняшнего состояния к тому дню, когда исторические связи будут восстановлены, и в общественном сознании утвердятся классические ценности. Путь к этому лежит через осознание достижений Шёнберга как композитора, теоретика и педагога. (Тот факт, что сегодня достижения Шёнберга трудно отрицать, еще, само собой разумеется, не говорит о том, что они освоены.)

Наиболее очевидны результаты его педагогической деятельности. Но выделить его композиторский гений из монотонной разноголосицы музыки XX века - задача куда более сложная. Что же касается Шёнберга-теоретика, то оказалось, что, с одной стороны, это направление - неотделимое от деятельности композитора и педагога - совершенно невозможно оценить по достоинству вне непосредственного контакта с ним самим или немногими его учениками; с другой стороны, сам Шёнберг изначально отказался от титула теоретика.

И здесь уместно процитировать Ф. Гершковича: «Отмежевываясь от теоретиков оговоркой, что его идеи представляют собой не теорию, а систему изложения музыкальных явлений, гениальный Шёнберг не давал себе отчета, насколько эта отговорка ставила его (правда, не в ущерб его гениальности) в положение Журдена, не знавшего, что он говорит - в данном случае: подлинно теорети­ческой - прозой. Правомерно думать, что великие мастера вроде Баха, Бетховена или Вагнера были на деле столь же великими теоретиками, как и композиторами».

Несомненно, что Шёнберг неделим и равновелик в своих трёх ипостасях, каждая из которых взаимоопределяет друг друга. И если Гершкович в свойственной ему блистательно парадоксальной манере дезавуирует Шёнберга, поднимая значение термина «теоретик», то сам Шёнберг вполне сознаёт все преимущества статуса практика, дающего возможность вывести теоретика из конкурентных отношений с собой той области, в которой - по его выражению - господствует закон, имя которого - озарение. Трагический парадокс нашего времени состоит в том, что шёнберговская, в высшей степени практическая теория находится в явном противоречии с сегодняшней педагогической практикой. Педагог сегодня, в лучшем случае, сможет оказать помощь ученику в разрешении той или иной проблемы, хотя дело-то как раз состоит в том, чтобы подвести молодого музыканта к самостоятельной ее постановке.

 ***

Если в области гармонии Шёнберг с исчерпывающей полнотой демонстрирует все богатство тональной системы, то а области формы он поступает совсем по-иному - все разнообразие музыкальной формы он сводит к нескольким элементарным понятиям: три типа формы темы, четыре вида формы части и немногое другое. В ра­ботах великих мастеров мы можем встретить эти формы в их чистом виде (Шёнберг использует понятие «школьная форма») разве что в порядке исключения.

В отличие от теоретика, возможности которого ограничены попыткой классификации, Шёнберг идет совершенно другим путем: подобно геометру, создавшему «абстракции, которые часто значи­тельно отличаются от реальности»* (понятия точки, прямой, плоско­сти, физическом мире не существующие), Шёнберг создает абс­трактные понятия «школьных форм». Неудачи теоретиков, как в области анализа, так и в попытках построения теории формы, объясняются самим их теоретическим подходом: классифицировать то, что отнюдь не являет элементарным! Классификация хими­ческих элементов удалась Менделееву именно потому, что он срав­нивал вес веществ на их химически элементарном уровне - на уровне атома. Что было бы, если бы он исходил, скажем, из молекул?!

Поэтому шёнберговские «школьные формы» играют в его си­стеме изложения роль, далеко выходящую за рамки педагогической. Они необходимы ему - мы не можем не согласиться с Гершковичем - как теоретику. И дело не только в том, что любое наше определение элементов музыкальной формы (без оговорки, что оно имеет строго определенную область применения - школьные фор­мы) сразу закроет композитору дорогу в будущее, лишит его пер­спективы (или - скорее всего - будет опровергнуто его же прак­тикой). Понимание «физической реальности», этой органической («биохимической») природы сочинений великих мастеров, останется недоступным для тех, кто не осознал «неорганическую химию» шёнберговских школьных форм. Искусство анализа, в высшей сте­пени присущее Новой венской школе, зиждится на понимании того, что отличие, скажем, бетховенского периода, фразы и т.д. от их школьного прототипа как раз и представляет собой «творческую проблему - осознанную или нет,- решением которой и является развившееся из згой темы произведение» (Ф.Гершкович).

***

Совершенно ясно, что, определив форму главной темы первой части Пятой сонаты как фразу с заключительными тактами и повторенным развитием, мы тем самым, прежде всего, указали на принадлежность данного феномена к определенному множеству яв­лений, его, так сказать, этимологию.

Проследим за этим на не­скольких примерах: первые шестнадцать тактов Багатели №2 ор.ЗЗ представляют собой редчайший образец «школьной» фразы у Бет­ховен* (4+4 т.- мотив и его повторение и 2+2. 1+1+1 т.- раз­витие, приводящее к ликвидации в последнем такте); функция мотива, как строительного материала, яснее видна в следующей схеме: 

Леонид Гофман. Главная тема 1ой части 5 фортепианной сонаты Бетховена - Рис. 1
если abcd - мотив, то фраза - abcd + abcd + ab + ab + a + a + а + I т.-  ликвидация [термином "ликвидация" нововенцы обозначали конечный ре­зультат дробления в фразе, мелкие элементы которого уже трудно идентифицировать, вследствие юг. размера, с характерными чертами самого мотива].

Для фразы свойственно, при определенных условиях, присое­динять к себе повторенное развитие (главная тема I ч. Ш форте­пианной сонаты: мотив - и его повторение (1-4 тт.), развитие (5-8 тт.) и повторение развития (J9-I3 тт.). Аналогичный пример - глав­ная тема 1 ч. скрипичной сонаты ор.23;

главная тема 3 ч. VIII фортепианной сонаты - фраза (1-8 тт.) с повторенным развитием (9-12 тт.) и заключительными так­тами (12-17 тт.).

Таким образом, цепочка примеров, построенная мной по прин­ципу от простого к сложному, привела нас к месту, занимаемому в данной иерархии главной темой 1 я. V сонаты, я которой Бетховен, так сказать, «в порядке усложнения эксперимента», проводит заключительные такты (17-22) непосредственно вслед за фразой (1-16 тт.) и завершает тему повторением развития (23-30 тт.).

Говоря о своеобразии данной темы, необходимо отметить бросающуюся в глаза особенность: повторенное развитие осуществлено той частью мотива, которая ранее (в 9-16 тт.), в результате дроб­ления оказалась отброшенной. Чтобы ответить на вопрос о причинах возникновения такого явления, мы должны глубоко проанализиро­вать конструкцию самого мотива, определить принципиальное его отличие относительно «школьной формы» (см. Багатель ор.ЗЗ №2), а также родственных по этимологическому ряду построений.

Если в приведенных для сравнения примерах мотив всегда обладает отчетливыми и однозначными, отмеченными паузой или ясной цезурой границами, то в анализируемой нами теме мотив таким качеством не располагает. Он не только не отделен от своего повторения паузой, но, напротив, сливается с ним (в соответст­вии с этим подобным образом ведут себя и другие элементы фразы), создавая общую для них обоих четверть.

 

Леонид Гофман. Главная тема 1ой части 5 фортепианной сонаты Бетховена - Рис. 2
Хотя не трудно убедиться, заглянув во вступление в разработку (такты 106-117), в том, что такую трактовку мотива нельзя считать моей выдумкой, все же из того, как Бетховен проводит дробление, мы можем заключить, что он базируется на интерпретации прин­ципиально отличной.

В самом деле, образовавшийся в результате дробления или, в тематическом смысле, сжатия, двутакт (9-10 тт.) не содержит той последней сильной доли, которую я рассматривал как общую для мотива и его повторения! (?..)

Леонид Гофман. Главная тема 1ой части 5 фортепианной сонаты Бетховена - Рис. 3

И тем не менее я готов утверждать, что она хотя и а скрытом виде, присутствует. Точнее, присутствует родившийся благодаря этой общей четверти принцип наложения, продолжая работать как на мотивном, так и тематическом уровнях. Что и приводит на следующем этапе дробления к смешению последних трех из четырех однотактов на четверть влево.

Леонид Гофман. Главная тема 1ой части 5 фортепианной сонаты Бетховена - Рис. 4

Таким образом, мы обнаружили основное структурное проти­воречие: с одной стороны, развитие основано на трактовке мотива, не допускающей существование наложения; с другой - оно (раз­витие) активно использует эту принципиальную для данной темы особенность. Или - то же самое другими словами - развитие, эксплуатирующее принцип наложения, осуществлено на основе мо­тива, не предполагающего такую возможность.

Логично было бы предположить, что разрешить это противо­речие призвано повторенное развитие. Но не будем торопиться с выводами. Действительно, ни один из элементов структуры повто­ренного развития не связан со своим соседом по принципу нало­жения, и остается только восхищаться непогрешимостью бетховенского чувства формы, эквивалентного его героическому чувству дол­га, когда обнаруживаешь, что, благодаря отсутствию наложения, последние три из четырех однотактов опять оказались смещенными на одну четверть, но уже вправо.

 Леонид Гофман. Главная тема 1ой части 5 фортепианной сонаты Бетховена - Рис. 5

А теперь поставим задачу реконструировать мотив, лежащий в основе повторенного развития. Другими словами, зададимся воп­росом: половиной какого четырехтакта являются двутакты 23-24 и 25-26?

Леонид Гофман. Главная тема 1ой части 5 фортепианной сонаты Бетховена - Рис. 6

Как видно из примера, двутакты 23-24 и 25-26 появились в результате дробления по линии, не совпадающей с той, по которой мотив был «разрезан» для получения двутакта 9-10 (?..). Это значит, что Бетховен не только использовал в повторенном развитии отбро­шенную ранее часть мотива (о чем уже было сказано), но он при этом еще и совершенно по-иному определяет границы мотива и «перенумеровывает» такты, «вынося», так сказать, «за скобки» - на этот раз - первую долю 1-го такта.

Из сказанного следует, что, повторяя развитие, Бетховен отнюдь не разрешает то, что я назвал основным структурным противоречием, а лишь «перефразирует» его, выворачивает наизнанку: в повторенном развитии Бетховен приходит к абсолютной, не допу­скающей наложения ясности и однозначности; но при этом осуще­ствляет его мотивом, границы которого захватывают первую долю 5-го такта, благодаря которой, собственно, и появилось в данной теме наложение в качестве структурного принципа.

Итак, в главной теме первой части Пятой сонаты мы сталки­ваемся с феноменом (не единственным) двояко интерпретируемого мотива. Основываясь на одной версии, Бетховен формирует разви­тие, на другой - его повторение, при том, что, как в первом, так и во втором случае, противоположная версия незримо присутствует. Выражаясь, притчеобразно, я позволю себе сформулировать эту же мысль следующим образом: два профессора по фортепиано, работая нал фразировкой, приходят к утверждению различных версий мо­тива, и на вопрос: кто прав, обращенный к автору, как к высшей инстанции, Бетховен отвечает: правы оба. Оба не правы, потому что каждый из них отрицает возможность существования другой версии. Оба правы, потому что ни вопрос: то или другое, Бетховен отвечает: и то, и другое. Обе версии у Бетховена сосуществуют!

Вероятно, показанное мной структурное противоречие можно было бы назвать диалектическим. Но, конечно, не в том смысле, как это употребляется вульгарным музыковедением, а потому, что природа, идеальным слушателем и инструментом которой был Бетховен, богата противоречиями. Еще легче применительно к данной теме употребить выражение «нечеловеческая музыка», в том смысле, что человечество - в отличие от Бетховена - склонно к упроще­ниям, в то время как в истинном искусстве, природе и обществе - как говорил уже другой политик, в других обстоятельствах и по другому поводу - «простых решений не бывает».

P.S.

Ответ на вопрос моего друга (см. начало) кажется мне излишним. Читатель, уверен, уже ответил на него самостоятельно. И все же дли тех, кто не сделал этого,- еще несколько слов.

Первая доля 1-го и 22-го тактов один - и тот же аккорд. Но с точки зрения формы, они совершенно не тождественны. В 1-м такте этим аккордом начинается мотив, в 22-м им заканчивается предыдущий раздел темы (заключительные такты), заканчивается и только...

Следующий двутакт начнется с затакта к 23-му такту, в противном случае Бетховен действительно должен был бы поставить в 22-м такте фортиссимо (или не ставить ничего).

Но Бетховен написал форте, помогая (помог, кому смог) понять, что наложения здесь нет и возврата в повторенном развитии к прежней ситуации быть не может. Если хотите, именно так Бетховен через структуру выражает свой пафос. В этом смысле и нужно понимать простые и великие слова Ф. Гершковича: «Содер­жание музыки - это ее форма».