Д-р Антон Веберн
Быть оригинальным - не
сложно. Будь самим собой. Эту мудрость из области житейского здравого смысла
неплохо бы вспомнить, когда речь идёт о Веберне.
Одни называли его сумасшедшим,
другие назначали главой модернизма, третьи - выражая монаршую
благосклонность, «возвышали» до статуса своего предтечи. Всех ослепляла
новизна, новаторство. И мало, кто - кроме самих нововенцев, конечно - понимал,
что истинные новаторы выходят из консерваторов.
Многие почитающие Веберна так и не
стали полноценными сочинителями, потому что перед ними маячил стиль неотрывный
от личности, - но не метод. А Шёнберг не плодил себе подобных и не
учил методом имитации какого-либо стиля. Он умел возвратить ученика к себе
самому, взращивая в нём что-то очень важное, чрезвычайно существенное: то, чего
современной музыке явно не хватает, либо отсутствует в ней полностью: Шёнберг
преподавал искусство, и его искусство вырастало из высочайшего уровня ремесла.
Преподавая гармонию, он воспитывает в ученике логику и единство стиля, раскрывает
значение тональной системы, богатство которой станет прообразом того, что сделают
его ученики в условиях новой атонической гармонии. Преподавание теории формы и
анализа имело целью создать в ученике качество мыслителя в области
музыкальной формы.
Мне это стало ясно чуть ли ни с
первого часа моих занятий у Филиппа Гершковича. Его воспоминания о Берге и
Веберне (Гершкович был учеником обоих) не носили характер мемуаров. Он недолюбливал
этот жанр, и, будучи человеком весьма чутким, всегда старался избегать
сантиментов. У меня на памяти его высказывания и некоторые цитаты из Берга и
Веберна, никогда не произносившиеся им без определённого конкретного повода.
- Музыкальная мысль должна быть
выражена предельно ясно, просто. Другое дело, если сама мысль сложна... (Веберн)
- Музыка Веберна красива, как музыка
Моцарта; Моцарт тоже непопулярен ...(А.Берг)
- Берг и Веберн - заливы того моря,
имя которому Шёнберг (Гершкович)
- Не было такого урока у Веберна, на
котором бы он не произнёс имя Шёнберга (Гершкович)
И я понимал, что мысль Шёнберга для
Веберна всегда была отправной точкой, опираясь на которую можно было идти в
своих рассуждениях дальше.
- Что бы ни делал Веберн, он делал
это чрезвычайно серьёзно (Гершкович)
Помню, историю о том, как однажды в
присутствии Веберна кто-то сказал, что «в периоде три предложения».
Веберн был взбешён до такой степени, что в состоянии крайнего возмущения просто
не находил слов. Насколько ясно было в его сознании, что сущность формы
периода, принцип периода (Шёнберг сказал бы «школьная форма») - это два
предложения, два каданса; это - теза и антитеза. Период - это вопрос,
постановка проблемы кто есть кто. Два каданса - это проблема
выбора: кто из них тоника? или кто из них доминанта?..
Вот в моих руках текст веберновского
письма.
Филипп
Гершкович,
который вот
уже ряд лет учится у меня по композиции, заслуживает горячую рекомендацию.
Со всей убедительностью, очевидно,
что я считаю его прежде всего выдающимся композиторским дарованием, и это
должно быть оценено совершенно особо.
Я убеждён, что от его способностей,
- в какой бы то ни было музыкальной области, - в особенности, однако,
композиторской и теоретической (а также в области преподавания и научных
изысканий) следует ожидать исключительно важного.
Поэтому я могу только желать, чтобы
Филипп Гершкович встречал возможное содействие
Д-р Антон Веберн
Мария
Энцерсдорф близь Вены
Аухольц 8
Письмо это, по-видимому, было
написано в день их последней встречи. В Австрии Гершковичу уже давно нельзя
было оставаться, но только в 1938-м появилась возможность бежать. Что должен
был чувствовать Веберн?.. Он понимает, что помочь своему ученику ни чем не
сможет. Он, даёт напутствие; то есть, как всегда говорит о том, чем живёт - о
музыке. И он пишет это рекомендательное письмо... Но кому? Куда? Кто знал его тогда
в Румынии или СССР? Тогда ему было - 55, и смешно сказать, что он мог быть
популярным, или широко известным. И вот это письмо, оно для всех и никого в
частности... Но тогда, вообще говоря, разве не всё равно, что в нём писать?
Нет, Веберн - другой человек, другой
музыкант. Он живёт в Истории, и поэтому всегда остаётся верен себе (и «что бы он
ни делал, он делает это чрезвычайно серьёзно»). Он пишет блестящую и
бесполезную рекомендацию, которой Гершкович «сможет воспользоваться» лишь после
своей смерти. (Я включил её в посмертно изданную книгу теоретических работ
Гершковича).
А в 1938-м, Гершковичу 32, и ещё ничто
не предвещало того, о чём пишет Веберн. Думаю, что и в 1990-м под этой запиской
некому было подписаться. Изданная в 1990 году книга была первой (!) публикацией его
работ в России.
Но в 1938-м эту записку подписал
Веберн!.. Стоит ли удивляться, что она оказалась пророческой.
Леонид
Гофман
для
WOERTERSEE CLASSICS
FESTIVAL (Австрия)
Все права защищены © LEONIDHOFFMAN.KULICHKIN.RU, 2009.